12:57 Великий пост | |
Самым
светлым и поучительным временем в православном календаре является время
Великого поста и Пасхи. Это – древнейший из многодневных постов,
напоминающий нам о сорокодневном пребывании Спасителя в пустыне. Пост –
время, когда православный человек, очищаясь от грехов, готовится
встретить Пасху – Светлое Воскресенье господне. В дореволюционной России жизнь во время Великого поста полностью менялась - закрывались театры, увеселительные заведения, прекращалась торговля мясом. Пустели столы, только что ломившиеся от обильных яств. На первой неделе поста и на Страстной седмице не велись занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. Казаки в
вере, как и в сражениях, были страстными и истовыми. Хотя многие и
допускали послабления в соблюдении поста во время боевых действий («У
казаков в походе поста не бывает», гласит казачья пословица), но нередко
– наоборот - случалось, что раненые казаки, лежа в госпитале,
отказывались от скоромной пищи, рискуя при этом умереть от истощения. Великий пост для казаков, как и для всей России, был свято чтимым
временем. В этот период даже горячие на суд казаки старались избегать
назначать и приводить в исполнение наказания преступников. Особенно
когда речь шла о тяжких преступлениях вроде убийства. Суды предпочитали
откладывать на время после Пасхи, чтобы в Великий пост не отягощать
совесть – ведь суд это Божье дело. Почитание
Великого поста в некоторых казачьих общинах было столь истовым, что
жители соседних недружественных территорий, особенно на границе России,
частенько нападали на хутора с целью грабежа именно в первую и последнюю
недели поста. Недели эти самые строгие, их положено проводить в
непрестанных молитвах. Зная, что казаки заняты молитвами, и не возьмутся
за оружие, злоумышленники пользовались этим и разоряли приграничные
хутора. В каждой местности в дни поминовения предков вспоминали своих
легендарных героев-казаков. Например, донские казаки свято чтили память
героев Азовского осадного сидения. В память о героической обороне Азова
донскими и запорожскими казаками от турецкой армии в 1641 году , здесь
традиционно совершается крестный ход. Начало традиции положено в 1644
году и в некоторых местностях соблюдается до сих пор. Были у казаков и свои излюбленные постные кушанья. У терских
казаков, например, это моченые арбузы, мед, моченые яблоки, вяленая,
соленая и свежая рыба. Река Терек была очень богата рыбой, а плодородные
земли и благоприятный климат позволяли выращивать богатый урожай. Для казаков слово «пост» имело не только религиозное, но и мирское значение – служение Православию. | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||